Бесплатный шиномонтаж

Нововведения в автомобильном страховании

Ежегодно происходит ряд законодательных новаций, в том числе в страховании автомобиля. Разобраться с изменениями, произошедшими (или назревающими) в 2023 году необходимо, чтобы избежать проблем и штрафов. Рассмотрим, какие нововведения нас ждут в ближайшем будущем.

​Как ездите, так и платите

Для водителей уже с 2019 года не секрет, что такое КБМ (коэффициент бонус-малус). Он сокращает или увеличивает цену обслуживания у страховщиков в зависимости от стажа безаварийного вождения. Если прежде для начинающих автовладельцев устанавливали коэффициент, равный единице, то теперь его нарастили до 1,17. Это дополнительно поощрит соблюдать правила, поскольку дисциплинированные водители только выигрывают от КБМ. В 2023-м никаких изменений не произошло — что уже можно считать приятной новостью. Не поменяли и КВС (коэффициент возраста и стажа).

Альтернатива обязательного страхования

Расширенный полис комплексного автострахования — не единственный доступный вариант. Сейчас можно воспользоваться сервисом GAP. В буквальном переводе это «полное возмещение стоимости». От обычного варианта GAP отличается тем, что не занижает на произвольные коэффициенты цену автомобиля. Условия полностью прозрачны. Автовладелец при выборе такого продукта защищён:

  • от поджога;

  • от взрыва;

  • от стихийного бедствия;

  • от техногенной аварии;

  • от угона.

Также GAP поможет при умышленном уничтожении — остаточную стоимость выплатят обязательно.

Период теперь короче

Раньше при выборе страхования по расчетному периоду (РП) можно было заключать договор на срок не менее 90 дней. Но на подходе изменение законодательства, сокращающее этот минимальный период до 1 месяца. Оценки нововведения отличаются: инициаторы законопроекта заявляют об удешевлении услуг, а профессионалы опасаются, что часть людей останется без обязательной компенсации. Перегон в другой город, поездка на курорт и иные случаи кратковременного проезда — вот основной аргумент сторонников.

Но сберечь деньги таким способом водителям не удастся — 12 месячных пакетов суммарно обойдутся дороже, чем единая программа на год. Причина очевидна: для страхования в подобном формате растут издержки администрирования. Но дело не только в дороговизне процедуры: оформлять страховки в электронном виде можно с малыми расходами. Возмещения по краткосрочным сделкам заметно выше, чем в среднем по стране.

Ещё один минус: если сегодня при выборе трёхмесячного пакета можно претендовать на возврат убытков после окончания срока действия, то при заключении месячного договора такой возможности не будет. Как только пройдёт последний день, конфликты на дороге придётся решать самостоятельно. Водителям понадобится обращаться в суды, имея лишь отдалённую перспективу успеха. Если даже страховки на год оформляют зачастую с опозданием по независящим от человека причинам или из-за забывчивости, то с предельно короткими пакетами это будет случаться ещё чаще. Когда примут такой закон, какие поправки учтут, как станут исчислять КБМ в каждом случае — предстоит узнать позже.

​Страховой полис вместо гарантийного срока

Запасные части на ряд марок авто стали почти недоступны, и официальный ремонт вызывает массу затруднений. Выход готовы предложить страховые компании: их новое предложение вытеснит традиционные обязательства производителей. Этот продукт пригодится даже для автомобиля, чей период эксплуатации доходит до 6 лет. Собственники получат защиту от обнаружения скрытых дефектов. Модифицированное КАСКО в электронном виде предоставляют с доплатой за вспомогательные услуги. Повышенные расходы заведомо оправданы спокойствием при обнаружении поломок в будущем. Этот сервис можно получить на сайтах многих страховых компаний. Эксперты полагают, что спрос на него продолжит возрастать. Но схему предстоит ещё отладить, чтобы она не вызывала лишних споров.


​Ожидается введение единого полиса РФ+РБ

Появление этого документа способно стать куда большей инновацией, нежели корректировка коэффициентов. Летом 2023 года должно начаться оформление ОСАГО, действующего сразу в России и Беларуси. Депутаты двух государств уже обсудили инициативу. Её воплотят первоначально для личного автотранспорта, чтобы избежать двойного транспортного страхования, уменьшить расходы и облегчить бюрократическое давление. Планируется, что в ближайший период такая мера поспособствует самодеятельному и организованному туризму, упростит поездки с личными целями.

Со временем простой или электронный ОСАГО союзного государства будет обязательным для любого транспортного средства. Формирование общего рынка ещё только начинается, для него придётся проделать немало усилий. Со временем развернут автоматизированную систему, регистрирующую каждое оформление страховки на сайте или в обычном офисе, отображающую срок действия договора.

​Как меняется рынок страхования в целом

Здесь есть несколько интересных тенденций, которые следует учитывать любому автовладельцу. Рассмотрим подробнее эти изменения.

​Каско меняется — вслед за автопарком

Ограничение доступа к новым иномаркам означает, что они будут становиться всё старше. Если раньше обращались к страховщикам онлайн или напрямую покупатели ТС возрастом до 12 месяцев, то в 2023 году комплексные пакеты применяют, скорее, к машинам возрастом 3–6 лет. Фирмы реагируют на спрос, и они готовы оформлять договоры даже при возрасте авто до 15 лет. В обозримом будущем таких станет большинство, и готовятся к новой реальности они уже сейчас.

Расширенный вариант выгоднее типового обязательного страхования транспортного средства. Защищённость в этом случае заметно выше, а расценки будут вскоре приемлемыми — так прогнозируют эксперты. Но снижения тарифов достигают за счёт усечённой ответственности, относящейся только к угону или столкновению с машиной, собственник которой пренебрёг оформлением договора базового уровня. Упрощённое предложение распространяется преимущественно на бюджетные марки автотранспорта. Воспользоваться таким сервисом можно и на сайтах поставщиков услуг.

​Ходить к работникам страховой компании необязательно

Владельцы любого транспортного средства давно уже могут выбрать электронный формат взаимодействия. Это касается не только заключения сделки, процесс двинулся дальше. Чтобы оформлять в РП выплаты, ещё 2–3 года назад требовалось составлять бумажный документ. Теперь всё оформление легко выполняют в удалённом режиме при помощи мессенджеров и иных каналов связи. Время и силы можно сэкономить. Стоит рассчитывать, что скоро на такой путь страхования перейдёт каждая профильная организация. Обращение через электронный ресурс не повлияет на коэффициенты оплаты.

​Параллельный импорт: в новом виде поставок уже разобрались

Когда он только стартовал, оформить ОСАГО онлайн и иной вид гражданской ответственности, а тем более добиться выплаты, оказывалось нелегко. Проблемный период, однако, пройден. В середине 2023 г. наладили стабильную работу с новым сегментом и в варианте обязательного страхования транспортного средства, и в режиме КАСКО, и по новейшим методам замещения гарантии. Правда, скорее всего, коэффициент окажется выше, чем при традиционном виде импорта.

​Каршеринг — отдельно

С февраля началось обсуждение: стоит ли выделять используемые для такой цели машины в особую категорию. Считать, что это совсем новые виды обязательного страхования нельзя: специальные условия действуют давно для такси, и вопрос лишь в том, должны ли их применять для каршерингового транспортного средства. В случае утвердительного ответа стоимость услуг краткосрочного проката вырастет.

Насколько увеличится финансовая нагрузка в 2023 г., страховые компании пока сказать не могут. По их предварительным расчётам надбавки составят в пределах 50–200%. Но этот прогноз предварительный, не учитывающий возможность распределения издержек на ОСАГО онлайн по всему рынку. Страховым компаниям нецелесообразно устанавливать слишком высокие коэффициенты, потому что назначение транспортного средства примутся скрывать при оформлении, возникнут конфликты.

​Что ещё появилось и изменилось

В краткосрочный период теперь можно оформить и КАСКО. Такой тип гражданских страховых услуг доступен к заказу онлайн. Предусмотрели возмещение ключевых рисков, несмотря на минимальную стоимость. Ряд страховых компаний, такие как «Открытие Авто», предлагают оформлять полисы на разные промежутки времени, вплоть до 5 лет. Поощрить к заказу позволит то, что осматривать машину не придётся. Расчёт расценок проводится прямо через сайты.

Отдельные страховые компании делают упор на моментальные выплаты в случае ДТП и дополнительную сервисную помощь. Такие продукты отличаются большей стоимостью, чем рядовой расширенный пакет. Их уместно оформлять в том случае, если есть уверенность в своём мастерстве, но нужно защититься от ДТП по чьей-то посторонней вине.

Получать электронный страховой продукт сейчас разумно не только ради выплаты при аварии. Пройдёт совсем немного времени, и наладят автофиксацию нарушений камерами. Заказать полис потребуется и жителям новых регионов, желающим ездить в другие части нашей страны; 3-месячную отсрочку отменили в начале года.

Следите за автоновостями вместе с «Колёса Даром» и находите оптимальные пути решения своих проблем!